Белое на Белом

Каварга. Формообразование 3030. 2009. Полимеры Bayer MaterialSciene, матовая эмаль, цепь. 120x100x60
Ded Moroz
М. Кастальская. Белым по белому. Триптих. Фрагмент. Оргалит, бумажная масса, рельеф. 120х80
М. Кулаков. Белое по белому III. 1975. Холст, белило, гипс. 102х75
Ростислав Лебедев. Андрей Белый на белом. 2010. Оргалит, акрил, коллаж. 107х122
Дата проведения: 
с 17.12.2010 по 20.01.2011
Адрес: 
ул. Радио д. 6/4

Участники выставки:

  • Бегальская Вика
  • Гороховский Евгений
  • Каварга Дмитрий
  • Кастальская Марина
  • Костриковы Татьяна и Сергей
  • Кулаков Михаил
  • Ланг Олег
  • Лебедев Ростислав
  • Панкин Александр
  • Седов Виктор.

«Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства».

Андрей Белый

Идея белого цвета, как и идея тишины – есть то, чего нет и, в то же время, всегда присутствует. В качестве «шума» визуального или акустического. Шум, вычленить который невозможно, и подобраться к нему –  значит поверить, что он есть. Рассыпание белого на спектр цветов, делает его одним из символов первоначала. В каждой работе он становится точкой отсчета для таких основ нашего самоопределения, как физический мир, спиритуальный опыт, психические процессы, интеллектуальное познание, энергетические обмены и т.д.

Открывают выставку работы абстрактной художницы Марины Кастальской. Минималистичные и аскетичные воплощения ее идей балансирует между скульптурой и живописью. Ее критика «белого» нарушает разъединенность холста и рисунка. Три представленные композиции -  белые супрематизмы, выведенные в слое бумажной массы, как след вечности, пустоты, заложенных во всем и в синтетическом образе, созданным человеком.

Александр Панкин так же изучает визуальную механику. Если в одной работе он просчитывает саму возможность существования «белого пространства», то в другой – уже обращает связи между этим пространством и реальностью. В утрате границы соединения искусственного и настоящего миров, и заключается преследуемая истина единства.

Скульптор Дмитрий Каварга сталкивает нас с иллюзорностью и бестелесностью «белого» с помощью своего объекта-напоминания об отсутствующей форме.  Произведения художника – как абсолют полиморфности и станок мыслетворения.
Впервые названные в рамках выставки, «белые площади» у Виктора Седова становятся зимними ландшафтами. Наивные, но тонкие, на грани с беспредметностью, они одухотворены. Снежные просторы, как символ сошедшего покоя, тишины, но не мертвенной, а полной ожидания, предвкушения перерождения.

В полотнах Олега Ланга и Вики Бегальской возникает человек и «белое» тут же психологизируется.  Идущие влево и вправо по двухмерному пространству, персонажи Ланга смотрят на зрителя заворожено, словно в бездну. Они разрываемы условной метелью, смешаны хаосом мазков с отсутствующим пространством. А у Бегальской очертания девушки, проступающие лихорадочными пятнами, отделяют пустое «белое» внутри, от пустого снаружи.

Акварельная легкость рисунка Евгения Гороховского, будто случайно предстала перед нами на короткий миг и сейчас соскользнет в зовущую глубину темного фона. Здесь мы воспринимаем «белый» на контрасте и открываем неизбывность белого света в оттенке любого цвета.

Наконец, работа Ростислава Лебедева, как итог общего диалога, иронизирует над пафосом актуальности темы и обращает нас к творчеству Адрея Белого. Однако, наследие поэта-символиста напоминает о кризисе современной культуры, раздробленности осознания человеческого опыта.

И то, что представляет настоящая экспозиция – это попытка найти полноту бытия: свести знание и творчество, философию и эстетику, религию и науку в изначальную целостность.

Басырова Мария