Участники выставки:
- Бегальская Вика
- Гороховский Евгений
- Каварга Дмитрий
- Кастальская Марина
- Костриковы Татьяна и Сергей
- Кулаков Михаил
- Ланг Олег
- Лебедев Ростислав
- Панкин Александр
- Седов Виктор.
«Просторов простертая рать:
В пространствах таятся пространства».
Андрей Белый
Идея белого цвета, как и идея тишины – есть то, чего нет и, в то же время, всегда присутствует. В качестве «шума» визуального или акустического. Шум, вычленить который невозможно, и подобраться к нему – значит поверить, что он есть. Рассыпание белого на спектр цветов, делает его одним из символов первоначала. В каждой работе он становится точкой отсчета для таких основ нашего самоопределения, как физический мир, спиритуальный опыт, психические процессы, интеллектуальное познание, энергетические обмены и т.д.
Открывают выставку работы абстрактной художницы Марины Кастальской. Минималистичные и аскетичные воплощения ее идей балансирует между скульптурой и живописью. Ее критика «белого» нарушает разъединенность холста и рисунка. Три представленные композиции - белые супрематизмы, выведенные в слое бумажной массы, как след вечности, пустоты, заложенных во всем и в синтетическом образе, созданным человеком.
Александр Панкин так же изучает визуальную механику. Если в одной работе он просчитывает саму возможность существования «белого пространства», то в другой – уже обращает связи между этим пространством и реальностью. В утрате границы соединения искусственного и настоящего миров, и заключается преследуемая истина единства.
Скульптор Дмитрий Каварга сталкивает нас с иллюзорностью и бестелесностью «белого» с помощью своего объекта-напоминания об отсутствующей форме. Произведения художника – как абсолют полиморфности и станок мыслетворения.
Впервые названные в рамках выставки, «белые площади» у Виктора Седова становятся зимними ландшафтами. Наивные, но тонкие, на грани с беспредметностью, они одухотворены. Снежные просторы, как символ сошедшего покоя, тишины, но не мертвенной, а полной ожидания, предвкушения перерождения.
В полотнах Олега Ланга и Вики Бегальской возникает человек и «белое» тут же психологизируется. Идущие влево и вправо по двухмерному пространству, персонажи Ланга смотрят на зрителя заворожено, словно в бездну. Они разрываемы условной метелью, смешаны хаосом мазков с отсутствующим пространством. А у Бегальской очертания девушки, проступающие лихорадочными пятнами, отделяют пустое «белое» внутри, от пустого снаружи.
Акварельная легкость рисунка Евгения Гороховского, будто случайно предстала перед нами на короткий миг и сейчас соскользнет в зовущую глубину темного фона. Здесь мы воспринимаем «белый» на контрасте и открываем неизбывность белого света в оттенке любого цвета.
Наконец, работа Ростислава Лебедева, как итог общего диалога, иронизирует над пафосом актуальности темы и обращает нас к творчеству Адрея Белого. Однако, наследие поэта-символиста напоминает о кризисе современной культуры, раздробленности осознания человеческого опыта.
И то, что представляет настоящая экспозиция – это попытка найти полноту бытия: свести знание и творчество, философию и эстетику, религию и науку в изначальную целостность.
Басырова Мария