Спасение цвета

Глеб Гавриленков. Nature of perception №7. 2013. 160х110. Холст, масло. Courtesy Агентство. Art Ru
Персональная выставка Глеба Гавриленкова
Дата проведения: 
с 13.09.2013 по 29.09.2013
Адрес: 
Озерковская наб. 26

Проект «Спасение Цвета»  петербургского художника Глеба Гавриленкова посвящен одной из вечных загадок Вселенной – онтологии цвета. Стоя на границе научной и художественной сфер, художник исследует механизмы восприятия цвета и формы. Человеческий глаз, как камера, непредвзято  фиксирует импульсы, однако образы, в которые они превращаются после ментальной обработки, уже будут зависеть от множества факторов. Мозг выдает не сотню кадров пленки, но единый, синестетический образ.

Именно от множественности субъективных факторов восприятия и отталкивается художник, создавая свои работы. Идея квантовой физики о том, что сознание наблюдателя играет в формировании реальности ключевую роль, транслируется Глебом Гавриленковым в сферу изобразительного искусства. Знакомство с его работами требует пересмотра самого механизма восприятия, отсылая к такой степени реальности, где нет ни смысла, ни объектов, но есть механизмы и процессы.
Исследование физического и психического аспектов воздействия цвета – одна из главных задач художника. Исходя из идеи космического параллелизма ментальных и физических структур, а также из постулата об их материальном единстве, художник создает орнаментальные статические образы. Однако эти застывшие образы фактически изображают динамику, процесс: рост растений или рождение Вселенной, передачу импульса в мозге или же движение пылинок в воздухе, перетекание цветовых пятен за закрытыми веками или же переплетение водорослей в глубине моря.

В своих работах Глеб Гавриленков изображает не саму реальность, но ее под- и над-уровни. Таким образом, он обходит механизмы узнавания, которые отвечают за возникновение привычных образов и впечатлений. В то же самое время ему удается сохранить потенциал безграничной возможности чистого холста, давая цвету и пластике говорить за себя. Зритель, видящий работы художника, вынужден бесконечно пробегать все значения данных ему переменных, не имея возможности дать возникающим формам определенное, фиксированное образное истолкование.
Насколько современный человек осознает эфемерность устойчивых образов реальности? Уделяет ли он достаточно внимания механизмам собственного восприятия? Каким образом взаимодействуют инстинкты и жизненный опыт в создании цветовых и пластических образов? Художник исследует эти и другие вопросы в интерактивной форме, объединяя в одно целое все элементы современной художественной деятельности.

Одной из частей экспозиции, помимо живописных работ, будет перформанс –инсталляция, представляющая собой одновременно и арт-объект, и инструмент для создания произведений абстрактной живописи. С ее помощью в режиме реального выставочного времени Глеб Гавриленков создаст цветовой образ настоящего момента, выявляя гамму цветов, их взаимодействие. Каждый посетитель останется на полотне в виде цветового фрагмента, фиксируя остановившееся мгновение потока импульсов, формирующего картину мира.

Глеб Гавриленков воспринимает изобразительное искусство как один из способов исследования реальности. Он активно использует достижения научной теории света и цвета, а также достижения выдающихся практиков и теоретиков живописи: В. Кандинского, П. Клее, Дж. Поллока, К. Малевич, В. Де Кунинга, М. Матюшина и др. Он активно участвует в международных выставках и проектах, поддерживая идею о насущной важности понимания  психофизических и культурно-социальных аспектов восприятия цвета.