Цветотип: интервью Марии Потапенковой

Московско-иерусалимская художница Мария Потапенкова о цвете, свете и эмоциональной тональности своих работ.  

Ваши работы производят радостное оптимистичное впечатление. Как соотносится ваше творчество с мироощущением?

Для меня живопись одна из тех вещей, которые приносят мне радость и счастье. В своих работах я   стремлюсь передать мир так, как я его вижу. Как у всякого человека бывают и минуты грусти, и минуты радости. Конечно, это отражается в моем творчестве. Если работы художника искренние, то зритель может легко прочитать в работе его настроение, мысли, переживания. В принципе, от зрителя ничего не скроешь.

Но что касается меня - мне бы хотелось передать свое ощущение красоты и богатства мира.

Мне очень нравится цитата Поля Валери: “Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью“

Мне близко такое любовное отношение к миру.

Преобладающие краски, которые вы используете – чистые:  желтый, голубой, оттенки  красного. Расскажите, пожалуйста о вашей работе с цветом.

Мне интересно иногда ставить сложные задачи белое на белом, сочетание теплого и холодного… И форма для меня, наверное, не всегда на первом месте, а является скорее средством. Неважно  что это яблоко, слива, персик - главное цвет и те эмоции, чувства которые можно передать зрителю. Цвет, мне кажется, главный “герой” моих работ. Как и свет, наверное. Например, иногда, мне интересно посмотреть, как огненно-красный перетекает в лимонно-желтый или ультрамарин сочетается с лиловым… тогда возникают абстрактные натюрморты - сливы, яблоки, дыни, розы. Или пейзажи с морем, или кораблями.

А иногда хочется просто поделиться красотой, которую я вижу. Это, может быть, красота в очень, очень простых вещах.

Я не ставлю задачу передать  точно стекло или отражение в воде, но мне хотелось бы, что бы      зритель почувствовал жар летнего дня, сладость персика, свежесть мякоти черешни.

На ваших работах присутствуют людские фигуры, но их лица не прописаны или не  видны, это неперсоницифированные портреты. Что символизируют эти полуабстрактные фигуры.

Мои фигуры  - это ни в коем случае не портреты. Мне интересен момент движения, пластики  человеческой фигуры, как она вписывается в пространство. Передать  момент движения солнце, ощущение простора. Счастье оттого, что настало время отпуска и целый день впереди.

Местами, как представляется, ваше творчество, соприкасается с некоторыми образцами  наивного искусства, которое отличается прежде всего тем, что видит мир не через  призму концепций и измов, а непосредственно. Близок ли вам такой подход?

Мне  кажется  ,что   редко  кому-то  из  художников   хотелось  бы  находится  в   рамках  каких-то  “измов”. Я сознаю, что моя живопись находится вне концепций и строгих рамок. Хотя у меня    свои собственные правила - искренность, уважение к зрителю и стремление передать красоту мира

Как вы относитесь к коммерциализации современного искусства? В частности, к  тому, что работы художников часто используют просто как элемент оформления дизайна помещения.

Современный интерьер сейчас очень часто, как отдельное произведение искусства. Прекрасно, когда твои работы являются частью какого-то интересного проекта. Когда художник может взглянуть на свою работу по-новому, и сама работа, помещенная в интерьер, приобретает  какой-то новый смысл.