Андрей Леонидович Хлобыстин (29 января 1961, Ленинград) — российский художник и искусствовед, куратор
Один из первых искусствоведов, занимавшихся независимым искусством.
Автор многочисленных работ по истории искусства, организатор многих конференций и выставок современного искусства.
С 1987 года выставляется как член группы «Новые художники». Член «НЧ/ВЧ», «Клуба друзей Маяковского», ученый секретарь «Новой Академии изящных искусств». Участвовал более чем в 100 выставках по всему миру.
Работал в Центральном выставочном зале «Манеж», заведующим сектором Дворцов Нижнего парка в Петергофе, библиотекарем в Эрмитаже, преподавал историю искусства в Университете им. Герцена. С 1993 года — издатель журнала «Художественная Воля», газет «Сусанин 2003» и «Гений». Директор Архива библиотеки независимого искусства в товариществе «Свободная культура».
С детства иллюстрировал книги по археологии своих родителей и участвовал в экспедициях от Средней Азии до Заполярья; занимался в рисовальном кружке при Выборгском Дворце Пионеров. В 1977 году окончил Художественную школу № 1 Дзержинского района.
В 1983 г. защитил диплом на кафедре Истории искусства Исторического факультета Ленинградского Гос. Университета им. А.А.Жданова (учителя — Н.Н. Калитина, И.Д. Чечот, В. А. Булкин и др.)
В 1985 г. – один из учредителей «Ленинградского Клуба Искусствоведов» - первой независимой профессиональной организацией, занимавшейся современным искусством. Первый искусствовед, сотрудничавший с ленинградским молодежным андеграундом 1980-х. 1989 г. активный участник рейв-движения, зарождавшегося на Фонтанке-145, в Планетарии и клубе «Тоннель».
С 1989 г. много путешествовал, жил и работал в Париже, Нью-Йорке, Мехико, Берлине, Вене и встречался со многими корифеями современного искусства и массовой культуры: Джоном Кейджем, Нам Джун Пайком, Дональдом Джаддом и др.
В 1997 г. вел передачу «Новые Композиторы» на первой техно-радиостанции «Рекорд».
В 2000 г. открыл Петербургский Архив и Библиотеку Независимого Искусства (ПАиБНИ) при Арт-Центре «Пушкинская-10», где провел более полусотни выставок по истории современной ленинградско/петербургской культуры.
В 2008 г. вместе И. Померанцевой организовал Петербургский Видео Архив (ПВА).
Автор многочисленных работ по современной культуре и искусству. Публиковался в самиздатских журналах 1980-х «Часы», «Митин Журнал» и периодических изданиях «Искусство», «ARTchronika», «ДИ», «Комментарии», «Ступени», «НоМИ», «Кабинет», «Интерьер+Дизайн» «Коммерсантъ», «Ведомости», «Афиша», «Талион», «New Observation», «Художественный Журнал», «Кабинет», «Русский Телеграф», «Сельская Жизнь», «Framework», «N.E.W.S.» и др.
С 1988 г. участвовал в выставках группы «Новые Художники» и работал в сквоте «НЧ/ВЧ». С 1995 – ученый секретарь Новой Академии Изящных Искусств Тимура Новикова. Вместе с ним в 1996 г. выставкой «Нагота и Модернизм» начал «войну» с московским искусством, ставшей с тех пор «общим местом» художественной жизни. Совместно с Т. Новиковым провел множество выставок, акций, выпустил ряд манифестов, художественных изданий и создал ряд организаций: Художественная Воля (1997), Институт Истории Современного Искусства (1999), Музей Современного Искусства при НАИИ (2002). Принимал участие в более чем 200 выставках и фестивалях. Как художник получал гранты фондов «Pollok-Krasner Foundation» (Нью-Йорк, 1989), «Soros Foundation» (СПб, 1993), « Philip Morris Kunstforderung» (Берлин, 1996), «Kultur Kontakt» (Вена, 1998); в 1994 г. был финалистом конкурса «Ars Fennica». Работы находятся в собраниях Гос. Русского Музея, Центрального Музея Связи им. А.С.Попова, Гос. Третьяковской Галереи, Zimmerli Art Museum (США), Музея Нонконформистского Искусства, частных коллекциях России, Франции, США, Мексики, Германии, Австрии, Швейцарии и др.