19 апреля 2011 года в Государственной Третьяковской галерее открылась первая часть спецпроекта Антона Ольшванга «Слой 99/9».
Вторая часть показана в «Агентстве. Art Ru», с данного проекта открывается основное помещение Агентства на Озерковской набережной.
Часть 2 – результат размышлений художника в направлении постиндустриальной эстетики. Четырнадцать крупноразмерных работ, выполненных в смешанной технике – макросъёмка, металл – в конечном итоге апеллируют к знаковым дихотомиям культуры и цивилизации, сознания и подсознательного, знака и символа. Ольшвангом предпринята попытка художественного анализа предельных, нерастворимых оснований самоё цивилизации: как ее материальных воплощений, так и предшествующих им усилий человеческого духа. Особую роль в этом анализе играет и материал: алюминий, не встречающийся в природе в чистом виде, оборачивается алхимическим символом культурного производства. Лёгкий металл, незаменимый при освоении космоса – что может нагляднее обозначить деятельность человека?
Но что следует за ней? Ответ на этот вопрос, по замыслу автора, дают работы, в которых использованы отходы от процесса металлообработки – алюминиевые пластины с отверстиями, оставшиеся после производства нагрудных знаков и запечатленные на фотоснимках. Пустота, выраженная буквальным образом, тем самым продолжает и дискурс пустоты: предметы, высеченные станком, не только образуют полое пространство, но и вытесняются из сознания смотрящего. Лишь утрачивая предметность, они обретают значение. Впечатление зрителя, таким образом, – это впечатление от реально существующих, узнаваемых предметов, но при этом – никем специально не созданных. Предмет возникает лишь художественными средствами фотопроекта – никак иначе, равно как и пустота на месте вынутого металла существует действительно и непреднамеренно, оборачиваясь объектом культуры, но объектом парадоксальным: отличным от культурных артефактов, созданных сознательно и к сознанию же обращенным. Дополнительный смысл привносит игра с масштабом: трехсантиметровые металлические значки средствами макросъемки многократно увеличены. В конечном итоге, целью проекта «Слой 99/9. Часть 2» становится исследование культуры как продукта коллективного бессознательного: от артефакта – к архетипу.
Ева Вишневская