18 мая на основной площадке «Агентства. Art Ru» откроется выставка «Тропа», на которой будет представлена живопись художника Виктора Седова.
Выставка Виктора Седова объединяет работы художника, созданные на протяжении последних пяти лет. Момент, который одним из первых фиксируется взглядом: жанр, преобладающий в экспозиции – жанр пейзажа; он не только задает ей общий тон, но и заключает в себе ряд концептуальных начал живописи автора.
Дерзание своеобразным умозрительным образом «перевернуть мир», любому художнику свойственное, по-особому интерпретируется Седовым: как попытка увидеть новизну в обыденных вещах, бесконечную сложность в простоте, которую во всей полноте воплощает собой пейзаж средней полосы. Несмотря на бесспорную узнаваемость изображенного, словно впитанную в подсознание смотрящего – мартовская проселочная дорога, первый снег, летнее поле с хмурящимся низким небом – картины Виктора Седова отнюдь не плоски, и видение его далеко не натуралистично. Художник точно подмечает тонкую грань реальности и абстракции, на которой балансирует человек в каждый момент своей жизни: так и изображение дерева ли, поля или безымянной заснеженной деревни становятся не просто фиксацией события (или, вернее будет сказать, бессобытийности), но читаемым символом. Не случайно на картинах художника нет ни одной человеческой фигуры: пейзажи, лишенные сюжета, обделенные всякой динамикой, которую неизбежно сообщает картине персонаж, представляют собой чистую, беспримесную передачу настроения – цепь свободных ассоциаций, по воле автора отданных на откуп зрителю. Впрочем, безжизненными эти картины тоже назвать невозможно: не случайно, по мысли автора, разница между востребованной в живописи обнаженной человеческой натурой и обнаженным зимним деревом не так уж принципиальна: индивидуальность, характер, история – и в том, и в другом случае утверждают себя вполне уверенно.
О работах Виктора Седова уместно говорить в терминах почти музыкальных: так свойственны им спокойная тональность, приглушенное звучание и при этом – глубокая выразительность. В пользу этого говорит и цветовой аспект: доминирование светло-голубых, серых, коричневых «земляных» тонов на холстах также не случайно. «В последнее время жизнь человека намного ярче, чем она есть на самом деле, благодаря компьютеру, телевизору, рекламе», отмечает художник, противопоставляющий этой навязанной яркости нейтральность, но, в то же время, и многогранность серого цвета (богатство которого, как известно, в свое время отмечал сам Михаил Врубель).
Преемственность работ Виктора Седова по отношению к русской пейзажной живописи несомненна; их же лаконичность и сдержанность, не раскрывающие, но лишь приоткрывающие зрителю внутреннюю энергию и целостность образа, неявно отсылают и к другой культурной традиции, не менее мощной и влиятельной. Подспудно угадывается в них родство с традиционной японской эстетикой “ваби”, подразумевающей “скромную простоту” вещей, обладающих внятным эстетическим зарядом вне зависимости от того, насколько они привычны глазу, пусть даже банальны. При всем этом пейзажи художника безусловно современны; в отсутствие индустриальных объектов и иных наглядных маркеров этой современности их ощутимое бытие в границах «здесь и сейчас» не вызывает у зрителя сомнений. А это, в свою очередь, ставит и ряд вопросов весьма серьезного толка: о взаимосвязях урбанизированного человека с природой, с себе подобными, с самим собой. Философский подтекст, впрочем, подаётся художником без пафоса и позы: с вдумчивым созерцательным спокойствием, вообще характерным для творчества Виктора Седова – творчества, являющего себя как работа, смыкающегося с ремеслом в самом высшем смысле этого слова.
Ева Вишневская