Гриша (Григорий Давидович) Брускин родился в 1945 году в Москве в семье профессора Московского энергетического института. Окончил художественное отделение Московского текстильного института (1968). Участник выставок с 1966 года (7-я Молодежная выставка в Доме художника на Кузнецком Мосту, Москва). Первая персональная выставка прошла в 1976 году в Доме художника в Москве, с тех пор художник провел около 30 персональных выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго и других городах. Международную известность Брускину принес прошедший в Москве в 1988 году аукцион Sotheby’s Russian Avant-Garde and Soviet Contemporary Art, где его живописная работа «Фундаментальный лексикон», став топ-лотом, была продана за сенсационные £220 тыс., в 12 раз выше эстимейта. В 1999 году по приглашению немецкого правительства в качестве представителя России Брускин создал монументальный триптих «Жизнь превыше всего» для реконструированного Рейхстага в Берлине.
Работы Гриши Брускина находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусства имени А.С. Пушкина, Музее Людвига (Кельн), Государственных музеях Берлина, Музее современного искусства (Нью-Йорк), Музее Зиммерли университета Ратгерс (Нью-Брансвик), Музее еврейской культуры (Нью-Йорк) и др., во многих частных собраниях в России и за рубежом.
Автор книг: «Прошедшее время несовершенного вида» (М.: НЛО, 2001), «Мысленно вами» (М.: НЛО, 2003), «Подробности письмом» (М.: НЛО, 2005), «Прямые и косвенные дополнения» (М.: НЛО, 2008).
Живет и работает в Нью-Йорке и Москве.
Является одним из самых известных и успешных современных художников российского происхождения.
«В советские времена жизнь Брускина не была счастливой: персональные выставки художника запрещались с завидным постоянством, и его работы практически не были известны широкой публике. Зато уже в 1988 году Гриша Брускин был с лихвой отмщен за прежнее невнимание. Приобрел известность своим „Фундаментальным лексиконом“ (1986), где фигурки, несущие эмблемы официальной советской культуры, сведены воедино на больших таблицах.
Основные темы:
«Уже в своих первых работах „Алефбет“ и „Фундаментальный лексикон“ Брускин создал структуру, которой продолжал пользоваться в дальнейшем: в её основе — уподобление мира всеобъемлющей книге (…) Основываясь в целом на идеях каббалы, Брускин использует также в своем творчестве символы, почерпнутые из других религий и мистических учений Древнего Востока, средневекового христианства и других»
Вторая тема — социальная мифология советского периода. «За что бы ни брался Брускин, за картину, шпалеру, фарфоровый сервиз или даже перформанс в соавторстве с перкуссионистом-концептуалистом Владимиром Тарасовым, неизменно выходит словарь», — пишет о нём Анна Толстова
«Брускин рассматривает процесс заката советской империи в перспективе Ветхого Завета, обещающей закат и падение всех империй. Но в то же время его увлекает прежде всего эстетическая сторона этого упадка — эстетика упадка как таковая. И именно эта увлеченность побуждает его воспроизвести упадок советской культуры в виде художественного перформанса…Брускин воспроизводит историю, как осознанный фарс, то есть как искусство. То, что когда-то было историей, возвращается сегодня как художественное событие, как перформанс». Борис Гройс.
«С начала 1990-х гг. живопись Брускина становится более лаконичной: многофигурные композиции сменяются однофигурными, цвет делается локальным („Метаморфозы“). В это же время, используя образы, созданные в живописных произведениях, Брускин начинает экспериментировать с различными техниками»
Лауреат Премии Кандинского (2012) в номинации «Проект года» — за проект «Время „Ч“».
Работы художника находятся в коллекциях:
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт - Петербург
МоМА, Нью - Йорк, США
Музей еврейской культуры, Нью - Йорк, США
Музей Циммерли университета Ратгерса, Нью-Брансуик, Нью - Джерси, США
Музей Людвига, Кельн, Германия
Израильский Музей, Иерусалим, Израиль
Музей изящных искусств, Миллуоки, США
Арт - Институт, Чикаго, США
Кунстхалле, Эмден, Германия
и другие государственные и частные собрания