Гриша Брускин

Из серии «Азбучные истины», 30х33 см. 1992 г.
Из серии «Азбучные истины», 30х33 см. 1992 г.
Из серии «Азбучные истины», 30х33 см. 1992 г.

Гриша (Григорий Давидович) Брускин родился в 1945 году в Москве в семье профессора Московского энергетического института. Окончил художественное отделение Московского текстильного института (1968). Участник выставок с 1966 года (7-я Молодежная выставка в Доме художника на Кузнецком Мосту, Москва). Первая персональная выставка прошла в 1976 году в Доме художника в Москве, с тех пор художник провел около 30 персональных выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Чикаго и других городах. Международную известность Брускину принес прошедший в Москве в 1988 году аукцион Sotheby’s Russian Avant-Garde and Soviet Contemporary Art, где его живописная работа «Фундаментальный лексикон», став топ-лотом, была продана за сенсационные £220 тыс., в 12 раз выше эстимейта. В 1999 году по приглашению немецкого правительства в качестве представителя России Брускин создал монументальный триптих «Жизнь превыше всего» для реконструированного Рейхстага в Берлине. 

Работы Гриши Брускина находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусства имени А.С. Пушкина, Музее Людвига (Кельн), Государственных музеях Берлина, Музее современного искусства (Нью-Йорк), Музее Зиммерли университета Ратгерс (Нью-Брансвик), Музее еврейской культуры (Нью-Йорк) и др., во многих частных собраниях в России и за рубежом. 

Автор книг: «Прошедшее время несовершенного вида» (М.: НЛО, 2001), «Мысленно вами» (М.: НЛО, 2003), «Подробности письмом» (М.: НЛО, 2005), «Прямые и косвенные дополнения» (М.: НЛО, 2008). 

Живет и работает в Нью-Йорке и Москве.

Является одним из самых известных и успешных современных художников российского происхождения.

«В советские времена жизнь Брускина не была счастливой: персональные выставки художника запрещались с завидным постоянством, и его работы практически не были известны широкой публике. Зато уже в 1988 году Гриша Брускин был с лихвой отмщен за прежнее невнимание. Приобрел известность своим „Фундаментальным лексиконом“ (1986), где фигурки, несущие эмблемы официальной советской культуры, сведены воедино на больших таблицах.

Основные темы:

«Уже в своих первых работах „Алефбет“ и „Фундаментальный лексикон“ Брускин создал структуру, которой продолжал пользоваться в дальнейшем: в её основе — уподобление мира всеобъемлющей книге (…) Основываясь в целом на идеях каббалы, Брускин использует также в своем творчестве символы, почерпнутые из других религий и мистических учений Древнего Востока, средневекового христианства и других»

Вторая тема — социальная мифология советского периода. «За что бы ни брался Брускин, за картину, шпалеру, фарфоровый сервиз или даже перформанс в соавторстве с перкуссионистом-концептуалистом Владимиром Тарасовым, неизменно выходит словарь», — пишет о нём Анна Толстова

«Брускин рассматривает процесс заката советской империи в перспективе Ветхого Завета, обещающей закат и падение всех империй. Но в то же время его увлекает прежде всего эстетическая сторона этого упадка — эстетика упадка как таковая. И именно эта увлеченность побуждает его воспроизвести упадок советской культуры в виде художественного перформанса…Брускин воспроизводит историю, как осознанный фарс, то есть как искусство. То, что когда-то было историей, возвращается сегодня как художественное событие, как перформанс». Борис Гройс.

«С начала 1990-х гг. живопись Брускина становится более лаконичной: многофигурные композиции сменяются однофигурными, цвет делается локальным („Метаморфозы“). В это же время, используя образы, созданные в живописных произведениях, Брускин начинает экспериментировать с различными техниками»

Лауреат Премии Кандинского (2012) в номинации «Проект года» — за проект «Время „Ч“».

Работы художника находятся в коллекциях:

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт - Петербург
МоМА, Нью - Йорк, США
Музей еврейской культуры, Нью - Йорк, США
Музей Циммерли университета Ратгерса, Нью-Брансуик, Нью - Джерси, США
Музей Людвига, Кельн, Германия
Израильский Музей, Иерусалим, Израиль
Музей изящных искусств, Миллуоки, США
Арт - Институт, Чикаго, США
Кунстхалле, Эмден, Германия
и другие государственные и частные собрания