Выставка Антона Чумака — своеобразное исследование временных границ и пределов развития человеческой цивилизации. Восприятие ее как непрерывного потока событий на однонаправленной временной оси расценивается нами как должное, как нечто, не подлежащее сомнению. Это сомнение стремится посеять в зрителе художник. Проект «Храм огня» представляет собой художественную интерпретацию музейной экспозиции IV тысячелетия н.э.
В стенах воображаемого музея разворачивается история, основанная на результатах научной экспедиции будущего, которая обнаружила памятник нашего времени — руины нефтеперерабатывающего завода. Художественная ирония заложена в трактовке объекта: он принят за древний храмовый комплекс. Историк изначально не свободен от собственных представлений о предмете исследования, он — заложник стереотипов — вот вывод, который делает зритель.
Живя в информационную эру, сложно представить, что когда-нибудь это колоссальный массив цифровой информации исчезнет. Более того, такая же участь постигнет и материальную культуру. Жителю современного мегаполиса такие ожидания чужды. Но, предположим, разве не чужды они были древним строителям мегалитических храмов? Задуматься над этим Антон Чумак предлагает, выстраивая схему критической реконструкции истории, забегая далеко вперед — из будущего. По временной оси он движется в обратном направлении, как двигались бы историки и археологи, заново открывая перед собой страницы истории, восстанавливая непрерывную цепь событий — и интерпретируя их практически наугад. Наше знание о прошлом куда более хрупко, чем мы привыкли думать, исподволь предупреждает художник, предлагая зрителю вариант «археологической мистификации», раскрывающей последствия ошибки исследователя.
Есть, однако, и иной аспект, не менее показательный: проект «Храм огня» — это следующий этап исследования Антоном Чумаком значения нефти. Сакрализация «черного золота» в современном мире истолковывается художником как часть системы смещенных ценностей, где нефти, совсем по-язычески, приписывается едва ли не мистическая сила, обеспечивающая могущество и благополучие.
Неустанно возводя города, храмы, заводы и иные объекты, человечество словно бы стремится избежать забвения, оставив по себе максимально прочную память — еще один из неочевидных смыслов инсталляции. Но верно ли эта память будет истолкована по истечении тысячелетий? Известно ли нам, для чего в пустыне Наска созданы огромные изображения, видимые только с неба? Каково истинное назначение менгиров? Знать о существовании артефакта еще не значит знать его в истинном контексте истории, отмечает художник — тем самым предлагая зрителю вопросов больше, чем ответов.
Ева Вишневская