Martyr

П. Брат - из серии EVCFE
Д. Каварга - На самом дне черные окуни
М. Кулаков "Свет Фавора". Коллекция музея ART4, Москва.
О. Кройтор - Время, которое существует
М. Кастальская - Венок памяти. Мандельштам.
Дата проведения: 
с 02.12.2016 по 30.12.2016
Адрес: 
Озерковская набережная 26

Открытие 1 декабря 2016 в 19:00

Участники:

Марина Кастальская

Виктор Умнов

Владимир Яковлев

Михаил Кулаков

Хаим Сокол

Ольга Кройтор

Павел Брат

Валерий Чтак

Дмитрий Каварга

Кураторы: Юлия Анненкова, Ева Вишневская

Проект должен развернуть сюжеты, основанные на началах христианской антропологии и философии экзистенциализма ХХ века. К тому подводит и этимологический смысл русского слова "искусство" обладает дополнительной символической нагрузкой по сравнению с латинским корнем ars: произошедшее от "искуса", сопряженное с опытом, испытанием, оно предполагает как соблазн, так и преодоление его (возможно, мучительное - то есть мученическое). Место художника в плеяде мучеников и его страдания становится более очевидным, если для понимания его мы обращаемся к религиозному экзистенциализму, положения которого наиболее полно сформулировал в своей теории французский философ Габриэль Марсель. «В пограничной ситуации я признаю мое страдание как нечто единое со мной самим. Я не пытаюсь скрыть его от себя каким-то неуклюжим образом. Я живу в своеобразном состоянии напряжения между волей сказать «да» моему страданию и бессилием его произнести с полной искренностью», - писал философ. В представлении Марселя, страдание и абсолютное счастье в равной степени угрожают подлинному человеческому существу, являются разрушительными для его истинной природы. Применительно к творчеству здесь стоило бы вспомнить заключительный пассаж из романа «Тошнота» еще одного великого представителя экзистенциализма – Жан-Поля Сартра, который устами своего персонажа приходит к выводу, что лишь творчество отчасти спасает человека от страдания и, более того, от «греха существования»…

Акт произведения искусства переносит художника в пограничное состояние межбытийного существования: на грани между осязаемой реальностью посюстороннего, принадлежащего всему человечеству, и не существующей до этого момента новой реальностью творчества. Аналогия с телесностью заставляет нас мыслить художника как некоего прометея, выкармливающего собственной плотью окружающую его действительность. Избыточность этой плоти (творческого импульса) и избавление от неё – в равной степени изнуряющи и неизбежны. Только бесконечно истончая собственное  существо, художник и способен состояться в качестве воплощения своей изначальной природы. Творчество как источник самых сильных переживаний, на которые вообще способен человек одновременно становится и источником подлинной свободы. Резюме проекта могла бы стать ремарка Франца Кафки: «творчество для художника — страдание, посредством которого он освобождает себя для нового страдания».

Ева Вишневская