Становление художника Бориса Марковникова пришлось на годы «перестройки», в то время художник обратился к абстрактному способу выражения, став одним из создателей арт-группы «Полигон» много экспериментировал с формой и материалом, создавал инсталляции. В начале 2000х нашел свой метод работы с полотном- граттаж. Борис Марковников наносит до 15 слоев масла, и затем процарапывает их погружаясь внутрь слоев, подобно археологу в поиске связи времен.
Процарапывание для художника является не просто расчищением поверхности холста, но и своеобразным ритуалом в поисках света, исследования его движения и оптики, наведения резкости не только на объекты вовне, но и внутрь сознания как автора, так и зрителя.
Исследование пространства, света и цвета, природы материала у Марковникова имеет глубоко личностный характер: работа художника становится в подлинном смысле трудом, – напряженным духовным переживанием, направленным на переосмысление архетипов человеческого и сверхчеловеческого божественного начала, переплетение индивидуального и общего опыта. Непростота этого проекта имеет принципиальный характер, в том числе на уровне техники: метода процарапывания, к которому часто обращается художник.
Универсальный характер абстрактного изображения, вневременной и наднациональный, у Марковникова дополняется пластом религиозно-философского содержания, производя в результате особый язык со-общения со зрителем. Этот диалог складывается в пространстве выставки и буквальным, физическим образом: определенным образом выстроенный зрительный контакт с изображением рождает трансформацию готового образа и тем самым позволяет войти в резонанс с художественным замыслом, приобщиться к соавторству в эмоционально-чувственном ключе.