Неоновый пейзаж

00.00. 2011. х.м. 150х200
4.33. 2011. х.м. 150х200
11500. 2011. х.м. 150х200
Движение по горизонтали. 2012. х.м. 110х150
Клаустрофобия. Барахас. 2011. Дерево, масло. 50х60
Клаустрофобия. Электричка. 2011. Дерево, масло. 50х60
Клаустрофобия. Эстакада. 2011. Дерево, масло. 50х60
Клаустрофобия. Платформа. 2011. Дерево, масло. 50х60
Клаустрофобия. Шоссе. 2011. Дерево, масло. 50х60
Клаустрофобия. Вниз. 2011. Дерево, масло. 50х60
Ночной свет. 2011 х.м. 105х105
Пейзаж за стеклом. 2012. х.м. 150х200
Переход. 2012. х.м. 140х170
Скорость. 2011 х.м. 105х105
Взлет. 2012. х.м. 105х105
Персональная выставка Павла Отдельнова
Дата проведения: 
с 05.10.2012 по 07.11.2012
Адрес: 
Озерковская наб. 26

Выставка работ художника Павла Отдельнова, которую Агентство. Арт Ру открывает на своей площадке на Озерковской набережной – своеобразный итог осмысления художественной природы света, выраженной средствами живописи. Само название экспозиции – «Неоновый пейзаж» – в известном смысле задаёт хронологические границы изобразительного нарратива Отдельнова – нарратива предельно современного. «Неоновый, а вернее, люминесцентный свет освещает офисы, вокзалы и торговые залы, все общественные пространства. Человек почти не обращает на него внимания. Но ведь именно эти уходящие в перспективу линии ламп дневного света сегодня определяют вектор движения человека», говорит художник.

В большинстве своём современное искусство в различных медиа-ипостасях лишь эксплуатирует технологии света, отводя ему вспомогательную роль, полагает Павел Отдельнов. Художник, в свою очередь, делает его главным действующим лицом своих работ. Свет образует и организует пространство окружающего мира, являясь в вещах не только привычных, но подчас и антиэстетичных в традиционном понимании. Искусство Отдельнова – урбанизм в его чистом воплощении. Лаконичные геометрические формы, выдержанные в приглушенных ржавых, серо-стальных, голубоватых тонах, легко узнаваемы на взгляд каждого горожанина – и при этом насыщены световыми пятнами: автомобильных фар, огней взлетной полосы, указателей, отсветов то ли закатного, то ли рассветного неба. Отдельнову не впервой обращаться к теме индустриального пейзажа – и здесь он органично вписывает в него объект своего художественного исследования.

Творчество Отдельнова – это преимущественно пространство без героя, если традиционно воспринимать последнего как персонифицированный образ. Само пространство становится неантропоморфным, но предельно выразительным персонажем, изменчивым, но всегда узнаваемым. «Если мы видим на картине нечто антропоморфное, то воспринимаем его как точку отсчета и до некоторой степени отождествляем его с собой», – аргументирует художник. Лишь наедине с пространством человек может почувствовать и оценить степень того, насколько легко даётся ему это уединение – роскошь, почти недостижимая для жителя мегаполиса. Подобное ощущение сообщают работы Отдельнова, словно выхваченные из сплошной протяженности окружающего мира.

Еще один смысловой пласт, читаемый в творчестве художника – временной. Эстетика пустых железнодорожных платформ, старых вокзалов и дорог символизирует собой не ожидаемую ностальгию; их упадок не наводит на мысли о декадансе. Застывшее время семидесятых в них наглядно фиксирует исторический слом, почти физически ощутимый провал между эпохами – до странности оптимистичный. «Наши механизмы восприятия времени сильно изменились за последнее столетие, – говорит Отдельнов. – Но безлюдный пейзаж мог существовать и тысячу лет назад, и сегодня – в неизменном виде».

Эта дистанция и “проявляет”, подобно эмульсии, ставшую невидимой для привыкшего глаза действительность. Неоновый свет возвращает человеку «эвклидово пространство» эпохи Возрождения, становясь поистине путеводным в пространстве и времени.

Ева Вишневская