Схема проезда:
Проект «Пена дней» молодого художника Михаила Филюшина – результат синтеза двух сфер знания и творчества: научной и художественной. Анализируя цвет и форму, художник прибегает к методам почти лабораторной степени точности. В данном случае на помощь ему приходит не только интуитивное прозрение, но и практический опыт: подход художника к живописи тесно связан с его работой в лаборатории анализа геномов.
В проекте «Пена дней» объектом исследования Михаила Филюшина становится вода. Ни один биохимический процесс живых существ не обходится без присутствия воды, отмечает автор: все организмы, от планктона до синего кита, включая и человека, зависят от этой среды – текучей, подверженной не всегда предсказуемой динамике. Природные объекты в работах художника предстают перед зрителем словно через стекло микроскопа: на холст спроецированы лишь контрастные цветовые поля разной ширины, то геометрически строгие, то хаотично подвижные.
Несмотря на постоянную воспроизводимость тему воды, Филюшина нельзя назвать в полном смысле маринистом. Вода на его картинах представляет собой, скорее, метафору состояния вещества, чем ограниченный строгими рамками пейзаж. Абстрактный характер работ художника наводит на мысль о другом концептуальном пласте проекта: название экспозиции недвусмысленным образом отсылает зрителя к знаменитому абсурдистскому роману, зафиксировать реальность которого в статике так же невозможно, как и ограничить стихию.
В своих работах художник активно использует достижения научной теории света и цвета, достижения выдающихся практиков и теоретиков живописи: Кандинского, Ротко, Матюшина и других. Но, в случае, когда наука оказывается бессильна, на помощь приходят нестандартные решения: в конце концов, не одно научное открытие было сделано во сне. Таким образом, проекция подсознания являет себя в реальности – так же, как и творчество.
Куратор Анненкова Юлия