Свободные пространства (free spaces)

Logo Embassy Russia - Even Years - Text Right - P281C
В рамках специального проекта 4-ой Московской биеннале современного искусства
Дата проведения: 
с 23.09.2011 по 22.10.2011
Адрес: 
Озерковская набережная 26

Куратор Майке Лейн / Maaike Leyn объединила на одной площадке пять молодых художников из Бельгии и России, которые предложат зрителю собственную интерпретацию идеи «свободного пространства». Живописи, скульптуре, фотографии, инсталляции и перформансу представится возможность для взаимодействия с целью раскрытия художественного замысла.

Участники проекта:

Анук Тис / Annouk Thys (BE) 

Дебби Хьюсманс / Debby Huysmans (BE) 

Дмитрий Каварга / Dmitry Kawarga (RU)

Майке Лейн / Maaike Leyn (BE) 

Вика Бегальская / Vika Begalska (RU) 

Проект сделан при поддержке Посольства Бельгии в Москве

Куратор Майке Лейн так отозвалась о концепции выставки: «Возможность сбежать из западного тотального упорядочивания реальности – это искусство. Художники, участвующие в выставке “Свободные пространства” принимают и адаптируют естественный хаос в своих работах, подчеркивают красоту естественного процесса».

Гин Ги Труверуа, Посол Бельгии в России также высказал свое мнение о событии: «Бельгийские авторы, безусловно, уроженцы географически малой страны, перенаселенного пространства, тогда как их российские коллеги наслаждаются одним из крупнейших земельных пространств в мире. Ощущение пространства у них, очевидно, будет различным. Означает ли это, что упорядоченность и напористость будут противопоставлены свободе и фатализму?.. Не сомневаюсь, что нас ожидает превосходное зрелище

 

Дмитрий Каварга в своем произведении вовлекает самого зрителя в творческий процесс создания его скульптуры «Объет 3 из цикла “Несформированные замыслы”. Передавая тепло своего тела руками, зритель пробуждает спящий объект в колбе. Лишая объект человеческого тепла, зритель вынуждает его снова заснуть. Суть – в ощущении предчувствия рождения арт-объекта, в его «совынашивании» с художником.

 

Для создания своих скульптур Анук Тис использует грунт, траву, глину и мусор, который, по словам самой художницы, «ловит ее и заставляет его использовать». В своих работах Анук применяет также раствор жидкой керамики, который «живет своей собственной жизнью на частях скульптуры». Из-за этого художница не может полностью контролировать процесс рождения произведения искусства. Она видит свою задачу в том, чтобы быть активной и пассивной одновременно, повиноваться правилам материала, но, в тоже время, и вести борьбу против него.

 

Впервые перформанс “Хочу Тебя Закопать” был показан в галерее Гельмана, в Киеве, в 2004г. Спустя 7 лет Вика Бегальская повторит перформанс в Москве. Художница выступает против реальности, которая окружает ее здесь и сейчас: капитализма, олицетворяемого олигархами, а также и расового и национального неравенства. Совершая свой метафизический бунт, художница пытается вызвать «Абсолютное Ничто», возникающее в «Черном квадрате» Малевича, веря в «искусственное солнце новой культуры», взошедшее после наступления мистической ночи. Это и есть абсурдная борьба с действительностью, борьба, которую она не может выиграть.

 

Безжалостный и резкий взгляд на повседневную жизнь раскрывает и Майке Лейн в своем проекте «Черное ухо». Во время работы над проектом Майке ходила в приют для бездомных собак, где наблюдала, как собаки живут в тесных грязных клетках, получая базовую заботу о себе до тех пор, пока кто-то не заберет их к себе домой. В самой идее приюта для собак художница увидела символ общества, которое пытается запереть, «посадить в клетку» людей, чтобы сохранить и защитить их. К сожалению, последствия таких действий оказываются печальными, ведь человек теряет чувства свободы и красоты. Поднятая художницей тема получает выражение в ее экспрессивных рисункам, выражающих одновременно угрозу свободы и притеснения.

 

Задумчиво-минорное настроение выражают меланхоличные фотографии Дебби Хьюсманс. В процессе работы над ними художница поддавалась тихой грусти российских просторов. Ее изображения российской действительности статичны и полны тишины. Дебби хотела показать, что, поскольку никто не заботится об этих местах и там не происходит никаких изменений, то прошлое становится настоящим, а значит – видимым. Герои ее фотографий – люди, безнадежно мечтающие о спасении, как птицы с обрезанными крыльями, пытающиеся взлететь. У них нет возможности реализовать свои мечты, лишь только видет