В ретроспективной экспозиции выставки «Вертикаль молчания: Постскриптум» представлены работы Леонида Пелиха, художника-графика, разных периодов творчества, от нефигуративной графики через объекты и печатные формы к масштабной инсталляции. Пятна света, в случайном порядке разбросанные по поверхности; беглые наброски текста, на поверку оказывающегося только лишь орнаментом; чередование плотных и разреженных слоев цвета, цвета и монохрома взаимодействуют друг с другом в духе своеобразной диалектики нефигуративных форм.
Визуальный язык Леонида Пелиха балансирует между органическим и геометрическим, между системным и случайным. Это язык лаконичный, негромкий – язык тишины, требующей созерцания, погружения, осязания – в буквальном смысле: тактильный характер работ взывает к вовлеченности зрителя в близкое пространство работ. Лишенные какого бы то ни было дидактического пафоса, они, скорее, предлагают зрителю возможные интерпретации его собственного опыта – редкий шанс диалога не столько с автором, сколько с самим собой.
Наделив особым значением пустоту, Пелих акцентирует ее через фиксацию живых текстур: земли, металла, воздуха и света. Порой лишённые узнаваемой формы, эти структуры пронзают поле бумаги с заданной амплитудой и вибрацией, чтобы с уверенностью можно было отметить: «там нечто есть». Подводя зрителя к механике сотворения из пустоты в вечное, художник пропускает через себя важнейшие тексты и сюжеты Библии.
Леонид Пелих – «тихий» художник, вкрадчивый в своём умолчании. Он не даёт прямых ответов, не заключает в рамки (ни формальных — для работ, ни стилистических — для зрителя), но лишь размечает пунктирное направление, которое относит соучастника-созерцателя в тихие воды дао.