Распад Советского Союза и его последствия многократно осмыслены и продолжают служить пищей для размышлений политико-философских par exellence, но не менее плодородную почву дают они и для интерпретаций в русле контемпорари арта – с учетом того, что временная дистанция длиной в двадцать лет позволяет взглянуть на масштабный исторический пласт с известной долей отвлеченности. Подобную интерпретацию художник Владимир Потапов предлагает в проекте “Момент распада”. В его основу легла рефлексия художника на тему соотношения советского прошлого и российского настоящего и тех связующих элементов, которые обеспечивают порой шаткую, но всё же преемственность отечественной действительности – в равной мере политической и символической.
Художник не преследует провокационных целей, и всё же “Момент распада” несет в себе провокацию имманентно, с присущей необходимостью: ведь тематика проекта до сих пор куда как актуальна, по-прежнему оставаясь “в авангарде” российского – по меньшей мере – общественного сознания. Элементы и символы, фигурирующие в работах Потапова, фактически существуют в нём на уровне архетипов: кремлевская звезда, мухинские «Рабочий и колхозница», куранты Спасской башни не нуждаются в дополнительных расшифровках, неся в себе самоочевидные историко-культурные смыслы. Слом, перемена этих смыслов в визуально неизменных объектах, унаследованных от советского проекта, становится фокусом внимания художника. Налицо амбивалентность проблематики «Момента распада»: будучи, с одной стороны, существенно дискредитированной за последние годы, она уже, безусловно, нашла свою нишу в современном искусстве, анализируя сложившийся советский миф – в том числе и путем параллельного формирования мифологии постсоветской и постидеологической. Предпринимая собственную попытку анализа, «Момент распада» предлагает вариант нового мифа советского символического наследия.
Формально не принадлежа ни к какой художественной школе, ни к западной, ни к отечественной, Потапов, тем не менее, отдает определенную дань уважения московскому концептуализму, традиционно ориентирующемуся на социальный и функциональный контекст, но раскрывающемуся через особенности художественного выражения. Смысловая составляющая «Момента распада» содержится и в самой технике исполнения работ. Сочетание реалистичности объекта изображения и искажение, достигаемое при помощи смещения слоев плексигласа, на которое оно нанесено, обеспечивает внятный акцент «сверхатомизации» объектов, который художник точно подмечает. Существенный момент: хронологическая невключенность молодого искусства обеспечивает ему должную меру объективностивзгляда, но то, что в особенности свойственно «Моменту распада» – критичность художественного метода, не доходящая при этом до полной отстраненности. В этом смысле «Момент распада» имеет характер экспериментальный: Владимир Потапов берет на себя задачу выразить переживание коллективного опыта посредством индивидуального акта художественного высказывания.
Ева Вишневская