Трактат

Cжатое выражение Виктора Умнова
Дата проведения: 
с 14.07.2020 по 18.09.2020

14 июля в пространстве галереи «Агентства. Art Ru» открывается персональная выставка Виктора Умнова «Трактат». На выставке представлены работы трех периодов: геометрическая абстракция 1980-1990х годов из цикла «Противоположности», работы на жести 1990-2000х и графика последних лет.

В советское время Умнов входил в широкий круг художников: среди них были те, кого сейчас называют «нонконформистами», и те, кто мог существовать в системе Союза художников, занимая отстраненную позицию к системе. Проделав путь от фигуративных, «наивных» работ 1960х, наибольшую известность он приобрел в 1990е годы, когда для соединения текста и образного решения начал использовать кровельное железо.

Слово «трактат» происходит от латинского tractatus – «подвергнутый рассмотрению». Трактат – опыт рассмотрения, сам подвергнутый пристальному рассматриванию; рассматривание в этом смысле уподобляется подробному описанию, но не просто описанию, а ступенчатому последовательному переходу от одного фрагмента к другому, от простых элементов к сложным, и наоборот.

Форма трактата позволила художнику соединить важные этапы пути, от геометрической абстракции через материальность работ на жести – к прописям. Этапы пути, которые художник проходит от четкой визуализации масс на холсте до интуитивного нахождения их буквально ощупью – уже более десяти лет, как он потерял зрение и осуществляет свои замыслы с помощью ассистентов.

В произведениях Виктора Умнова, сконцентрировавшего свою жизненную и художественную позицию в графических трактатах и слове, стремящегося к созданию сжатого выражения, напряжение на стыке визуальной и экзистенциальной границ проходит по постоянно ощутимому пределу, где позиция художника и неповторимая авторская интонация проступают с особенной отчетливостью.

В русском языке графическое отображение линии может быть понято как «черта». Но «черта» – не просто линия, это и экзистенциальное понятие – граница, предел. Предел формы и предел жизни. Предел трагический и постоянно присутствующий в жизни многих поколений. Абстрактное понимание линии в данном случае расширяется; черта (как граница) – не только графический инструмент, но и понятие философское, обозначающее предел вербального рассуждения, предел жизненного пространства и предел жизни.

Автор статьи и куратор – Наталья Смолянская